АРБАНАССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том III , С. 177-178
опубликовано: 4 февраля 2009г.

АРБАНАССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

[болг. Арбанашки манастир «Свети Никола»], Велико-Тырновской митрополии Болгарской Православной Церкви. Расположен в юго-зап. части с. Арбанаси Велико-Тырновского р-на.

По преданию, основание мон-ря относится к эпохе Второго Болгарского Царства (к периоду правления династии Асеней (1187-1280)). После захвата османами Тырнова в 1393 г. А. м. был разрушен. Церковная жизнь была возобновлена лишь в 1680 г. Построенная в этот период ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, действовала как приходская. В 1798 г., во время нападения кирджалиев, церковь была разграблена и сожжена. Ок. 1808 г. восстановлена на пожертвования прихожан, тогда же были возобновлены богослужения. В 1833 г. по инициативе Зотика, игум. Преображенского мон-ря близ Тырново, и иером. Герасима (родом из Арбанаси) был основан жен. мон-рь. Первой игуменией стала мон. Феодора (Христова) (первая болг. учительница в Тырново), к-рая приняла деятельное участие в устройстве обители. Были построены келейные помещения, в 1837 г. монастырское водохранилище, параллельно велись строительные работы в храме. Богослужение стало совершаться на церковнослав. языке. При мон-ре открыли школу; А. м. принадлежали 13 полей, 2 луга, 1 виноградник, небольшое поголовье крупного и мелкого рогатого скота. К 1837 г. в мон-ре проживало 14 монахинь и 10 послушниц, к-рые в свободное от богослужений время ткали шаяк (грубое сукно), вязали рукавицы, пряли и т. д.; доход от продажи изделий поступал в казну мон-ря. Обитель дала приют таким деятелям болг. национального возрождения, как Васил Левский, о. Матфей (Преображенский), С. Стамболов, о. Харитон Халачев и др. Монахини вязали рукавицы для всех четников (членов четы, революционного отряда) Первого Тырновского революционного округа. После освобождения Болгарии мон-рь был коренным образом обновлен игум. Зиновией, уроженкой с. Арбанаси. При содействии главы Русского гражданского управления в Болгарии кн. А. М. Дондукова-Корсакова (1878-1879) игум. Зиновия посетила Россию и обитель получила значительную материальную помощь. В нач. XX в. (1903) в мон-ре были один священник, 19 монахинь, 3 послушницы. К 2001 г. здесь остались 1 монахиня, настоятельница обители игум. Агафия, духовник иером. Пахомий; существует мастерская «Арма», выпускающая погребальную утварь.

Арбанасский мон-рь во имя свт. НиколаяАрбанасский мон-рь во имя свт. Николая

Точная дата сооружения ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, неизвестна и определяется XVII в. (до 1698) по датировке напрестольного креста. Первоначально она представляла собой приземистое однонефное строение с нартексом; в кон. XVII - нач. XVIII в. был достроен придел св. Илии, освященный 15 апр. 1716 г. В 1735 г. храм был обновлен на средства арбанасского болярина Афанасия, позднее убитого турками за участие в заговоре против султана. В 80-х гг. XIX в. церковь подверглась серьезной перестройке: свод наоса был увенчан куполом, растесаны окна нефа, при этом была утрачена большая часть росписи XVIII в. Во время землетрясения 1913 г. серьезные повреждения получили жилые постройки монастырского комплекса, восстановленные затем на пожертвования местного населения.

Сохранились фрески нартекса, выполненные ок. 1705 г. Основой иконографической программы стал Акафист Богородице, представленный в полном изводе (иллюстрации к 24 икосам), он дополнен композициями «О Тебе радуется» и «Достойно есть» (в 2 сценах). Богородичная тема продолжена рядом прообразовательных сюжетов: «Неопалимая Купина», «Лествица Иакова» и «Скиния Завета» (единственный пример в болг. искусстве). Роспись включает также житийные циклы свт. Николая, св. Иоанна Предтечи и изображения мученичества нек-рых святых. Иконостас (перенесен из наоса в нартекс) датируется нач. XVIII в. В церкви хранятся иконы XVIII-XIX вв., большинство из к-рых являются произведениями мастеров из Трявны - центра художественной жизни времени болг. национального возрождения. Паникадило, согласно надписи на греч. языке, было сделано в Нюрнберге и вложено в храм в 1746 г. Из ризницы церкви происходят кадильница (1782 (СЦИАМ)), Евангелие на греч. языке, изданное в 1760 г. в Венеции, с приписками, содержащими имена 3 старост и дату освящения придела св. Илии (передано в арбанасскую ц. Рождества Христова).

Арх.: Държавен архив - Велико Търново. Ф. 726к. Оп. 1. Ед. хр. 27.
Лит.: Георгиев Й. п. Село Арбанаси: (Ист.-археол. бележки) // Периодично списание на Бълг. книжовно дружество. Браила, 1903. Т. 14. Кн. 1. С. 114-116; Цонев З. История на град Горна Оряховица и околностите му, Лясковец и Арбанаси. В. Търново, 1932; он же. Манастирите и старинните църкви в Арбанаси. В. Търново, 1934; Папазов Д. И. С. Арбанаси: Лични спомени и събрани данни // Сб. Бълг. Акад. на науките. София, 1937. Кн. 31; Загорски И. Манастирите във Великотърновска епархия: Ист.-стопански бележки. София, 1947. С. 29-34; Василиев А. За българската живопис през XVIII век. София, 1962. Т. 2: Паисий Хилендарски и неговата епоха. С. 477; Чаврыков Г. Болгарские монастыри: Памятники истории, культуры и искусства. София, 1974. С. 134-137; Нешев Г. Български довъзрожденски културно-народностни средища. София, 1977. С. 228 сл.; Тулешков Н. Архитектура на българските манастири. София, 1988; Bossilkov S. Arbanassi: Iconostases and Religious East Art. Sofia, 1989. N 18, 31-33, 81-83, 187-188, 191, 193, 225-226, 232-234, 265; Прашков Л., Бакалова Е., Бояджиев С. Манастирите в България. София, 1993. С. 59-62; Попова Е. Стенописите в притвора на църквата «Св. Никола» в Арбанаси // Проблеми на изкуството. 1999. № 3. С. 3-17.
Х. Темелски, И. А. Корж, Е. Попова
Рубрики
Ключевые слова
См.также